Gazprom pipelines and export capacity

Газопроводы Газпрома и экспортные мощности

Gas pipelines of West Siberia

Газопроводы Западной Сибири

Export flows of Gazprom

Экспортные потоки

Spot, Gazprom, Brent

Цены на нефть и газ

End-use price of gas

Russia and USA

Daily gas production

Суточная добыча


"Южный поток" обходит украинский шельф (нажмите на карту, чтобы получить ее в формате PDF)


Весьма вероятно, что 6 августа Россия получит принципиальное согласие на строительство газопровода "Южный поток" в эксклюзивной экономической зоне (ЭЭЗ) Турции. Если бы Газпром довел мощность "Южного потока" до 95 млрд.куб.м в год, то этот шаг можно было бы назвать "окончательным решением украинского вопроса" по транзиту газа.

Обход ЭЭЗ (или континентального шельфа) Украины удлиняет подводный маршрут примерно на 100 км. В денежном выражении это означает удорожание проекта на $1.3-1.5 млрд. Общая стоимость строительства за пределами России оценивается в $25-30 млрд., из которых доля Газпрома составит более половины. Кроме того Газпром должен будет затратить $20-22 млрд. на строительство газопроводов для подачи в "Южный поток" газа из Бованенковского месторождения, а в случае остановки проекта Nabucco, - еще несколько миллиардов долларов на Прикаспийский газопровод.

В случае реализации в полном объеме проектов Nord Stream и South Stream, транзит российского газа через Украину сократится до 25-50 млрд.куб.м в год. Соответственно, расходы Газпрома на украинский транзит уменьшатся с $3.0-3.5 млрд. (без "Южного потока") до $1.0-2.0 млрд. в год. Операционные расходы на новых газопроводах, поставляющих газ в "Южный поток" будут выше указанной "экономии". Других выгод от вложения $35-40 млрд. Газпром не получит.

Газпрому не следует рассчитывать на получение маржи в закупочной цене на среднеазиатский и азербайджанский газ. Дело в том, что Азербайджан, Казахстан, Туркмения и Узбекистан могут получить полную европейскую цену без посредничества Газпрома, экспортируя газ напрямую. Любое упоминание маржи вызовет естественное требование свободы транзита газа через территорию России.  Газпром может притормозить процесс прямого выхода среднеазиатских экспортеров через Россию в Европу только путем закупок газа по полновесной европейской цене и без прибыли для себя.

Таким образом Газпрому придется реэкспортировать весь иностранный газ без прибыли, а то и в убыток. Экспортный портфель Газпрома ограничен объемом подписанных контрактов, поэтому монополии придется сократить экспорт российского газа, что приведет к уменьшению прибыли.

С точки зрения государственного бюджета, перепродажи иностранного газа невыгодны, так как они не облагаются вывозными таможенными пошлинами. Российский газ облагается пошлиной в размере 30% от контрактной стоимости.

Вызывает удивление, что, по сути, российское правительство борется за то, чтобы Туркмения не смогла продавать напрямую в Европу примерно 20 млрд.куб.м газа в год. Десять лет назад России удалось выиграть такое же соревнование газопроводов. Газпром опередил Туркмению, построив "Голубой поток", и соглашение о ежегодной поставке 16 млрд.куб.м туркменского газа в Турцию осталось только на бумаге (согласно сайту компании Botas, соглашение было подписано 21 мая 1999 года).

Понятно, что, проиграв в "газопроводной гонке", Туркмения потеряла миллиарды долларов из-за того, что не имела прямого доступа на европейские рынки, особенно в период рекордных цен на газ. Выигрыш Газпрома представляется сомнительным. На мой взгляд, более дешевый газопровод Ямал-Европа-2 мог бы принести монополии гораздо больше прибыли, чем несуразно дорогой Blue Stream. Напомню, что газопровод Ямал-Европа-1 мощностью 33 млрд.куб.м в год был завершен примерно в одно время с "Голубым потоком" (16 млрд.куб.м в год) и с меньшими затратами. Ямал-Европа уже четвертый год работает на полную мощность, а "Голубой поток" загружен только на две трети.

С государственной точки зрения "Голубой поток" можно считать полным провалом, так как проект вообще не приносит таможенных пошлин. Экспорт по "Голубому потоку" был освобожден от акцизов и таможенных пошлин в период, когда средняя цена европейского экспорта Газпрома составляла $65 за 1000 куб.м. С тех пор средняя цена достигла $472 и затем упала до $211, но экспорт по Blue Stream по-прежнему не облагается пошлинами.

Для сравнения, газопровод Ямал-Европа принес в бюджет акцизов и таможенных пошлин на сумму около $16 млрд., а "Голубой поток" получил свыше $3.5 млрд. таможенных льгот (другими словами, бюджет недополучил $3.5 млрд.). Удивительно, что льготы уже превысили затраты Газпрома на строительство Blue Stream ($3.2 млрд.)!

"Южный поток" обещает быть еще более крупным провалом, чем Blue Stream. Новый газопровод предназначен лишь для диверсификации поставок, то есть для экспорта тех же самых объемов газа другим маршрутом. Из этого следует, что проект не увеличит прибыль Газпрома, но зато увеличит затраты.

Несмотря на все отрицательные характеристики, у "Южного потока" есть большое преимущество перед Nabucco - российскому проекту не нужно экономическое обоснование. Он включен в правительственный план и потому будет построен любой ценой. Это совсем не означает, что Евросоюз откажется от Nabucco.

Михаил Корчемкин

5 августа 2009 г.

При использовании материалов сайта ссылка на East European Gas Analysis или www.eegas.com обязательна.


Last modified: 12/07/14                    East European Gas Analysis 2006-2014                                           Email: info@eegas.com
Reproduction or use of materials is allowed only with reference to East European Gas Analysis or www.eegas.com

Gazprom pipelines and export capacity

Газопроводы Газпрома и экспортные мощности

Gas pipelines of West Siberia

Газопроводы Западной Сибири

Export flows of Gazprom

Экспортные потоки

Spot, Gazprom, Brent

Цены на нефть и газ

End-use price of gas

Russia and USA

Daily gas production

Суточная добыча


South Stream bypasses Ukrainian shelf (click on the map to download it in PDF format)


Very likely, on August 6 Russia will get permission to build the South Stream pipeline in the exclusive economic zone (EEZ) of Turkey. Russia will be closer to "the final solution of the Ukrainian problem" of Gazprom.

Bypassing the EEZ or continental shelf of Ukraine extends the submarine route by some 100 km and adds $1.3-1.5 billion of investment cost. The total cost of construction out of the Russian territory is estimated at $25-30 billion, with Gazprom's share representing over a half of the sum. Gazprom needs to invest another $20-22 billion to build new pipelines to deliver gas from the Bovanenkovo field to the Black Sea. If the Nabucco project is cancelled, Gazprom would need to invest few more billions of dollars into the new pipeline from Turkmenistan to Russia (Caspian Gas Pipeline).

In case both Nord Stream and South Stream pipelines are commissioned at full capacity, Russian gas transit via Ukraine is to go down to a mere 25-50 bcm/year. The Ukrainian transit expense of Gazprom will drop from $3.0-3.5 bn (without South Stream) to $1.0-2.0 billion. As a matter of fact, operating expenses at the new pipelines will exceed the savings in transit costs. There are no other benefits from the $35-40-bn investment of Gazprom.

Gazprom is very unlikely to get any profit margin from the gas exporters of Azerbaijan and Central Asia that can get a full European price by selling gas directly to Europe without the brokerage service of Gazprom. Any talk about the profit margin for Gazprom will initiate demands for freedom of international transit of gas across Russian territory. The only way Gazprom can slow down the process of setting the freedom of international gas transit in Russia is by paying the full European price for foreign gas.

Therefore, Gazprom will have to re-export all foreign gas without profit or may be at loss. The export basket of Gazprom is limited by the contracted volumes, so Gazprom would need to reduce exports of Russian gas which will result in lower profits.

From the standpoint of Russian budget, re-exports are unprofitable because these transactions are free of customs duties. Russian gas is subject to customs duty (30% of the contract gross value).

In fact, the Russian government is fighting to prevent Turkmenistan from selling some 20 bcm/year directly to Europe. A decade ago Gazprom has won a similar race by building the Blue Stream pipeline to Turkey. Turkmenistan's plan to export 16 bcm/year to Turkey has never been realized (according to Botas, the agreement was signed on May 21, 1999).

It is clear that Turkmenistan has lost billions of dollars because it did not have direct access to European markets, especially in the period of record prices of gas. The gains of Gazprom are not that obvious. In my view, Gazprom could have generated much higher profits by building the Yamal-Europe-2 pipeline instead of a more expensive Blue Stream project. Note that the 33 bcm/year Yamal-Europe-1 pipeline was commissioned at about the same time with the more expensive Blue Stream project (16 bcm/year). Yamal-Europe is operating at full capacity for nearly four years while the Blue Stream is still loaded by two-thirds.

Russian government has to consider the Blue Stream project as a complete loss because the pipeline does not generate any customs duties. The Blue Stream exports were freed from excise tax and export duties in 1999, when the average price of European exports of Gazprom was $65/mcm. Since then the average price went up to $472 and then down to $211, but the Blue Stream exports are still free of customs duties.

Note that from the commissioning day, the Yamal-Europe pipeline has generated about $16 billion of excise taxes and duties; while the Blue Stream pipeline got $3.5 billion of budget subsidies (the state budget did not get $3.5 billion). Surprisingly, the subsidies have already exceeded the total investment cost of Blue Stream ($3.2 billion)!

South Stream is likely to be a bigger loss than the Blue Stream project. The new Russian pipeline is designed to diversify the supply routes, which means the same volumes of gas will be exported by a new route. It will not increase the profit of Gazprom, but it will increase the operating expenses.

Despite all the negative characteristics, South Stream has a major advantage over the Nabucco pipeline. The Russian project does not have to be profitable. South Stream is included into the governmental plan. Therefore, it has to be built at any cost. However, it does not mean the Nabucco project will be abandoned.

Mikhail Korchemkin

August 5, 2009

Reproduction or use of materials is allowed only with reference to East European Gas Analysis or www.eegas.com.


Last modified: 12/07/14                    East European Gas Analysis 2006-2014                                           Email: info@eegas.com
Reproduction or use of materials is allowed only with reference to East European Gas Analysis or www.eegas.com