Gazprom pipelines and export capacity

Газопроводы Газпрома и экспортные мощности

Gas pipelines of West Siberia

Газопроводы Западной Сибири

Export flows of Gazprom

Экспортные потоки

Spot, Gazprom, Brent

Цены на нефть и газ

End-use price of gas

Russia and USA

Daily gas production

Суточная добыча


ОАО "Газпром" - комментарии к официальным документам


Российско-украинский газовый конфликт: последствия для российской стороны - 2

Проигрыш государства, как акционера Газпрома, превышает выигрыш от сбора налогов

В публикациях СМИ и политических заявлениях конфликтующих сторон по-прежнему отсутствует экономический анализ проблемы украинского газового транзита.

Судя по опубликованным официальным материалам, руководство Газпрома хорошо представляет последствия повышения цены на газ для Украины. На брифинге 7 июня 2005 г. заместитель Председателя Правления ОАО Газпром А.Н. Рязанов сказал следующее:

"Да, цена действительно невысокая. Но при этом я считаю, что это очень выгодная для нас сделка, когда цена транзита по Украине составляет 1,09 доллара и поэтому цена газа 50 долларов."

"И по поводу Украины. Да, действительно, мы сейчас прорабатываем вопрос, чтобы поставлять на Украину газ, начиная с 2006 года, по среднеевропейским ценам. Это опять же за минусом транспорта через Украину. Но если сегодня посмотреть, то на границе Словакии и Украины цена примерно 160 долларов, то минус транспорт через Украину - это будет цена на границе России с Украиной. Но тогда нам придется перейти на стоимость транзита через Украину, тоже по средней европейской цене.

Если вы помните, у нас базовый подход был такой: 80 долларов цена газа по соответствующим межправительственным соглашениям и стоимость транзита 1,75 долларов за тысячу кубов за 100 километров. Мы потом договорились снизить стоимость транзита и стоимость цены газа. Если мы будем сейчас идти к европейским ценам, то цена транзита вырастет. Вырастут, безусловно, затраты Газпрома, поэтому надо считать экономику этого подхода. Но по большому счету это правильный и справедливый подход, по крайней мере, для того, чтобы потом нас не обвиняли те же самые политики, что мы демпингуем и продаем по дешевым ценам. Государство российское от этого точно выиграет за счет более высокой экспортной пошлины."

 (Источник - брифинг 7 июня 2005 г).

Для справки: 10 июня 2005 г., когда транзитная сделка с Украиной считалась "очень выгодной", цена на нефть Mediterranean Russian Urals составляла $50.28 за баррель. 28 ноября 2005 г., в день заявления Газпрома о повышении цены на газ для Украины до $160 за тыс. куб. м, цена на эту нефть составляла $49.65.

Наши расчеты убытков Газпрома от повышения приведены в предыдущих публикациях. В Таблице 1 приводится предварительный расчет роста поступления налогов от ОАО Газпром в случае повышения цены на газ до $200 за тыс. куб. м. Сравнение проводится с вариантом, при котором газ в оплату за услуги по транзиту поставляется по себестоимости.

Таблица 1: Изменение поступления налогов от ОАО Газпром, млрд. долларов

Вариант - $200/тыс. куб. м

2006

2007

2008

2009

Дополнительные экспортные пошлины

0.86

0.83 0.81 0.79

Дополнительный налог на прибыль

-0.49

-0.46 -0.42 -0.38

Всего:

0.37

0.38 0.38 0.41

Вариант увеличения цены на газ предполагает возврат к схеме использования Газпромом подземных газохранилищ (ПХГ) Украины с оплатой по тарифу, составляющему примерно 0.7 от среднеевропейского (Газпром формально не пользовался украинскими ПХГ по соглашению о льготных условиях транзита).

При вышеуказанных условиях государство получит дополнительные доходы, стоимость (net present value) которых при ставке дисконта в 10% оценивается в 4.1 млрд. долларов.

По нашим оценкам из-за убытков от роста затрат на хранение и транзит газа и от увеличения налогов, капитализация Газпрома уменьшится на 9.4 млрд. долларов (расчет по методу net present value of cash flow). Государство, как акционер, обеднеет на 4.7 млрд. долларов. Отметим, что рассмотренный вариант является не самым худшим для Газпрома.

Более неблагоприятные для российской стороны варианты могут предусматривать:

(а) оплату по европейскому тарифу 7 млрд. куб. м газа ОАО Газпром, находящегося на хранении в украинских ПХГ;

(б) резкое увеличение цены на газ, импортируемый из Средней Азии и Казахстана;

(в) другие несложные шаги Украины, оказывающие негативное влияние на капитализацию Газпрома.

Скорее всего, эти убытки останутся незамеченными на фоне повышения прибылей от роста экспортных цен на газ. Однако мы рассматриваем действия государства как сигнал, что основной целью Газпрома становится не получение прибыли, а максимизация налогов и проведение внешнеполитической линии руководства страны.

К однозначно положительным результатам "газовой войны" можно отнести неизбежную ликвидацию компании РосУкрЭнерго, которая в настоящее время уводит часть прибыли Газпрома в Швейцарию.

Михаил Корчемкин

 

Предыдущие публикации на данную тему:

Российско-украинский газовый конфликт: последствия для российской стороны

Повышение цен на газ для Украины: Выигрывает государство, проигрывает Газпром

Экскурс в историю газопроводной политики

При использовании материалов сайта ссылка на East European Gas Analysis или www.eegas.com обязательна.


Last modified: 12/07/14                    East European Gas Analysis 2006-2014                                           Email: info@eegas.com
Reproduction or use of materials is allowed only with reference to East European Gas Analysis or www.eegas.com

Gazprom pipelines and export capacity

Газопроводы Газпрома и экспортные мощности

Gas pipelines of West Siberia

Газопроводы Западной Сибири

Export flows of Gazprom

Экспортные потоки

Spot, Gazprom, Brent

Цены на нефть и газ

End-use price of gas

Russia and USA

Daily gas production

Суточная добыча


Important Changes in Russian Gas Business Environment


Russian-Ukrainian Gas Conflict: Financial Effects of the Russian Side - 2

The state gains in tax collection, but loses more as shareholder of Gazprom

Media reports and political statements of both sides still lack economic analysis of the Russian-Ukrainian gas dispute.

According to official publications, management of Gazprom is aware of consequences of gas price increase for Ukraine. At a briefing on June 7, 2005, Mr. A.Ryazanov, Deputy Chairman of Executive Board of Gazprom, said that the price and the tariff rate were very profitable for Gazprom and there was a good partnership and mutual understanding with Ukraine. The original agreement assumed the price of $80/mcm and transit tariff of $1.75/mcm per 100 km. Later Gazprom and Ukraine negotiated a cut of both the price and the tariff. Mr. Ryazanov said that a shift to European price for Ukraine would mean an increase of transit cost of Gazprom, so calculations of costs and benefits were required. The price increase was required because politicians could blame Gazprom for using dumping price of gas. The Russian state would gain because of a higher export duty.

Source in Russian: Briefing of June 7, 2005

Note that on June 10, 2005, when the transit deal with Ukraine was considered very profitable for Gazprom, the spot price of Mediterranean Russian Urals was $50.28 per barrel. On November 28, 2005, when Gazprom made a statement about increasing the gas price for Ukraine from $50 to $160/mcm, the price of Mediterranean Russian Urals was $49.65.

Our earlier publications give estimations of losses of Gazprom from the Ukrainian price raise. Table 1 gives our preliminary evaluation of the growth of tax collection from Gazprom in case of the Ukrainian gas price of $200/mcm. The table compares it with the case of sales at the cost of Russian gas delivered to Ukrainian border.

Table 1: Change of Tax Collection from Gazprom, $ billion

Case of $200/mcm

2006

2007

2008

2009

Additional export duties

0.86

0.83 0.81 0.79

Additional profit tax

-0.49

-0.46 -0.42 -0.38

Total:

0.37

0.38 0.38 0.41

The case of $200/mcm assumes that Gazprom pays about 0.7 of "European tariff" for the use of underground storage facilities of Ukraine. Formally, Gazprom is not using the facilities now under the special low-cost transit agreement.

Under this case, the state gets additional income with the net present value of $4.1 billion (using discount rate of 10%).

However, the growth of export duties and increase of costs of transit and storage reduce the net present value of cash flow of Gazprom by $9.4 billion. The state as the major shareholder would lose $4.7 billion.

This is not the worst-case scenario of the raise of gas price for Ukraine. The situation for Gazprom can be worsened by introducing the following steps.

(a) payment at European rate for the storage of 7 bcm of Gazprom gas currently stored in Ukrainian underground storage facilities;

(b) chain reaction of increases of price of gas imported from Central Asia and Kazakhstan;

(c) other moves of Ukraine that negatively affect the capitalization of Gazprom.

These negative effects may not be noticed while the European gas price is growing. However, we believe the Russian state sends a signal that the goal of Gazprom is not the profit maximization, but rather tax maximization and fulfillment of political goals of the current presidential administration.

There is one positive effect of the "gas war". RosUkrEnergo, that transfers part of Gazprom profits to Switzerland, is likely to be liquidated.

Mikhail Korchemkin

 

Previous publications on Russian-Ukrainian gas dispute:

Russian-Ukrainian Gas Conflict: Financial Effects of the Russian Side

Brief history of Soviet and Russian gas pipeline policy

Clarifying the math of Ukrainian transit tariff


Last modified: 12/07/14                    East European Gas Analysis 2006-2014                                           Email: info@eegas.com
Reproduction or use of materials is allowed only with reference to East European Gas Analysis or www.eegas.com