Gazprom pipelines and export capacity

Газопроводы Газпрома и экспортные мощности

Gas pipelines of West Siberia

Газопроводы Западной Сибири

Export flows of Gazprom

Экспортные потоки

Spot, Gazprom, Brent

Цены на нефть и газ

End-use price of gas

Russia and USA

Daily gas production

Суточная добыча


Российско-украинский газовый конфликт: шаг назад в централизованную экономику


Демонстрация нерыночного характера российской экономики и удар по репутации Газпрома

1 января 2006 г. Газпром перешел к активным действиям в газовой войне с Украиной. На наш взгляд, это стало демонстрацией отсутствия рыночной экономики в России.

В условиях рыночной экономики, на украинский газовый рынок уже выстроилась бы очередь российских независимых производителей газа (НПГ). Российские НПГ охотно продут свой газ на Украину по цене $90-$100 за 1000 м3, что после уплаты экспортной пошлины будет значительно выше российских цен. Для поставок газа НПГ есть и другое необходимое условие - наличие места в трубе.

К сожалению, этого не происходит, а происходит совсем обратное. Газпром законтрактовал весь туркменский газ (и даже больше, чем весь), чтобы покупать его по $65 на границе Туркменистана и перепродавать по $230 Украине. Отметим, что по нашему мнению, Туркменистан не может согласиться с таким распределением прибылей.

Нас неприятно удивила суетливость, с которой российская сторона пыталась навязать свои условия в последние часы 2005 года. Так продают подпорченный товар или отбирают квартиры у простодушных людей. Серьезные сделки на миллиарды долларов не подписываются на условиях, которые резко меняются и действуют лишь пять часов.

Вызывают недоумение ссылки на прежние договоренности, которые не вполне согласуются с опубликованными ранее официальными материалами.

Выдержки из стенографического отчета о совещании по вопросу поставок российского газа на Украину. 29 декабря 2005 года, Ново-Огарево. В.Путин: Я так понимаю, что окончательной договоренности до сих пор нет. Это очень плохо. Это очень плохо, потому что с марта текущего года, когда мы с Виктором Андреевичем Ющенко, Президентом Украины, договорились о переходе на рыночные формы расчетов в энергетике, в том числе в газовой сфере, было достаточно времени, чтобы и на правительственном, и на корпоративном уровне решить все необходимые вопросы.

Пресс-конференция по итогам российско-украинских переговоров. 19 марта 2005 года, Киев. В.Путин: Мы сегодня с Виктором Андреевичем [Ющенко] действительно уделили достаточно много внимания этой [газовой] теме. Президент сформулировал свой подход, который заключается в том, что мы не будем стремиться к пересмотру достигнутых договоренностей. Мы согласны с этим.

С.Куприянов, пресс-секретарь Газпрома, 3 января 2006 года: Тот транзит газа, который сейчас осуществляется европейскими потребителями, был оплачен Газпромом вперед, еще в 2004 году, живыми деньгами. Поэтому здесь нам никто никаких одолжений не делает, мы работаем совершенно четко, и никаких вопросов к нам в этом смысле быть не может.

ОАО Газпром, Об урегулировании задолженности Украины за поставки природного газа в 1997-2000 годах, 11 августа 2004 года: Газпром также осуществил единовременный авансовый платеж НАК Нафтогаз Украины в размере 1,25 млрд. долл. в счет оплаты транзита газа в 2005-2009 годах в объеме 19,2 млрд. куб. м. Авансовый платеж позволит зафиксировать в течение 2005-2009 годов тариф на транспортировку газа в размере 1,09 долл. за 1000 куб. м на 100 км.

Судя по последнему заявлению, Газпром устраивает только часть прежней договоренности об урегулировании долга.

Предыдущие заявления Газпрома о выгодности транзитных условий с Украиной также входят в противоречие с последними заявлениями и действиями ОАО. Выступление А.Рязанова и А.Медведева в июне 2005 года также показывает, что мартовского соглашения не было. Невозможно представить, чтобы А.Рязанов в июне назвал условия украинского транзита очень выгодными для Газпрома, если бы В.Путин в марте того же года сказал совершенно обратное.

Мы по-прежнему считаем, что Газпром проиграет от введения европейских цен на газ для Украины. Основные финансовые потери будут вызваны следующими факторами:

  • Отмена бесплатного пользования подземными газохранилищами (ПХГ) Украины и введение европейского тарифа на резервирование мощностей ПХГ в размере до $180 за один кубометр в час (1 м3, а не 1000 м3).

  • Введение европейского транзитного тарифа на уровне, который Газпром платит в Болгарии или Австрии.

  • Вызывает недоумение отсутствие внятного ответа украинской стороны. По нашему мнению, НАК Нафтогаз Украины должен был либо представить доказательства того, что Газпром нарушает действующий контракт, либо выставить новые расценки тарифов на транзит и резервирование мощностей ПХГ.

Ниже приводится пример газового баланса Украины в зимний и летний месяцы. Крупные ПХГ, расположенные на западе Украины, играют важнейшую роль в обеспечении экспортных потоков российского газа в зимние месяцы.

Таблица 1. Баланс газа Украины, млн. куб. м в сутки

 
 Декабрь 2004
 Август 2005
 Поступление газа:
  
  
 Собственная добыча
 56
 55
 Газ из Средней Азии
 86
 104
 Газ из России 435
399
 Отбор из ПХГ Украины
 137
 -  
 Всего:
700
559
 Распределение газа:
   
 
 Потребители Украины 
303
117
 Закачка в ПХГ Украины 
 -  
93
 Транзит на юг России 
1
63
 Транзит в Молдавию 
11
4
 Транзит в Европу 
384
281
 Всего:
700
559

Источник: Энергобизнес (http://www.e-b.com.ua/)

Суммарные потери Газпрома значительно превысят доходы от продажи газа по $230. Часть потерь Газпром сможет возместить при перепродаже туркменского газа, но в целом ОАО останется в убытке (см. таблицу). При этом отметим, что прибыль от перепродажи туркменского газа может обернуться убытками, да и сама сделка пока не кажется окончательной.

Самое главное - пострадала репутация Газпрома, как надежного поставщика природного газа европейским потребителям.

На наш взгляд, Газпром пошел на моральные и финансовые потери с целью получения контроля над экспортными газопроводами Украины. Каждому активу приходит свое время: Юкос, Сибнефть, украинские газопроводы...

Михаил Корчемкин

3 января 2006 г.

 

Предыдущие публикации на данную тему:

Российско-украинский газовый конфликт: последствия для российской стороны - 3

Российско-украинский газовый конфликт: последствия для российской стороны-2

Российско-украинский газовый конфликт: последствия для российской стороны

Повышение цен на газ для Украины: Выигрывает государство, проигрывает Газпром

Экскурс в историю газопроводной политики

При использовании материалов сайта ссылка на East European Gas Analysis или www.eegas.com обязательна.


Last modified: 12/07/14                    East European Gas Analysis 2006-2014                                           Email: info@eegas.com
Reproduction or use of materials is allowed only with reference to East European Gas Analysis or www.eegas.com

Gazprom pipelines and export capacity

Газопроводы Газпрома и экспортные мощности

Gas pipelines of West Siberia

Газопроводы Западной Сибири

Export flows of Gazprom

Экспортные потоки

Spot, Gazprom, Brent

Цены на нефть и газ

End-use price of gas

Russia and USA

Daily gas production

Суточная добыча


Russian-Ukrainian Gas Conflict: Lack of Free Market in Russia


Giant leap to centralized economy and a blow to the reputation of Gazprom

On January 1, 2006, Gazprom started active warfare in the gas transit dispute with Ukraine. In our view, it demonstrates the lack of free market in Russia.

Under conditions of free market, Russian independent gas producers would have been knocking at the border of Ukraine now. Russian independents would prefer exporting gas to Ukraine at $100/mcm (mcm = 1000 m3), rather than selling it to consumers in Russia at state-regulated price of $30-$50/mcm. The most important condition of such sales - availability of spare capacity in gas pipelines - is also there.

However, things in Russia are moving the opposite direction. Gazprom has contracted more than all Turkmen gas for the next three months at $65/mcm at the border of Turkmenistan to resell it to Ukraine at $230. Note that in our view Turkmenistan is unlikely to accept the profits going one way to Gazprom.

We were unpleasantly surprised by the fussiness shown by the Russian side, when they wanted  to press a "free gift" on Ukraine in the last hours of 2005. Sudden change of terms and five-hour time limit for signing a new contract are typical at handing a lemon, but not at a multi-billion dollar deal.

Recent statements of Russia's and Gazprom officials disagree with previous statements of the same authorities.

Statement on Deliveries of Russian Gas to Ukraine, December 29, 2005, Novo-Ogaryovo. VLADIMIR PUTIN: In this case I am quite worried about the deliveries of gas to Ukraine. [] I understand that the final agreements have not yet been reached. This is very bad, especially bad because already in March of this year with the President of Ukraine, Viktor Andreevich Yushchenko, we agreed on the transition to a market-based regime for payments in energy including in the gas sphere.

Press Conference on the Results of Russian-Ukrainian Talks, March 19, 2005, Kiev. VLADIMIR PUTIN: Today, Viktor Andreevich [Yushchenko] and I really did give quite a lot of attention to this [natural gas] topic. The President formulated his approach, which is that we will not try to re-examine the agreements reached. We agree with this.

S.Kuprianov, press secretary of Gazprom, January 3, 2006: Gazprom prepaid Ukrainian transit services in cash back in 2004. There shouldn't be any questions to us about it.

Gazprom on Settlement of Ukraine's Debt for Natural Gas Deliveries between 1997 and 2000. August 11, 2004: Gazprom also made a single advance payment of USD 1.25 billion to Naftogaz of the Ukraine as payment for the transit of 19.2 bcm of gas via the Ukraine over 2005 to 2009. Said advance payment will make it possible to fix USD 1.09/1,000cm/100km as a gas transmission tariff between 2005 and 2009.

Apparently, Gazprom wants to forget the second half of the debt settlement agreement.

Previous statements of Gazprom about the mutually beneficial transit terms with Ukraine also are in contradiction with the current actions of the Russian gas monopoly. Gazprom statement of June 2005 also indicates that there was no agreement reached in March. It is absolutely impossible for deputy head of Gazprom A.Ryazanov to say in June that the $50/mcm price for Ukraine suited Gazprom just fine, if Mr. Putin have said the opposite in March of the same year.

According to our estimations, Gazprom will lose from the introduction of "European" gas price for Ukraine. Main financial losses will be caused by the following anticipated actions of Ukraine.

  • Cancellation of free use of Ukrainian gas storage facilities by Gazprom and introduction of "European" tariff for storage capacity reservation of up to $180 per one cubic meter per hour.

  • Raise of the Ukrainian transit tariff to the rate currently paid by Gazprom in Bulgaria or Austria.

  • We are surprised by the lack of distinct response of the Ukrainian side. NAK Nafogaz of Ukraine should either clearly indicate that Gazprom violates the existing contract or present new transit tariff and storage reservation fees.

The table below shows sample gas balance of Ukraine in winter and summer. Huge underground storage facilities of western Ukraine play vital role in providing export flows of Russian gas to Europe in winter time.

Table 1. Ukrainian Gas Balance, million cubic meters per day

 
 December 2004
 August 2005
 Gas input:
  
  
 Ukrainian production
 56
 55
 Central Asian gas
 86
 104
 Russian gas 435
399
 Ukrainian storage withdrawal
 137
 -  
 Total:
700
559
 Deliveries and transit:
   
 
 Ukrainian consumption 
303
117
 Ukrainian storage injection 
 -  
93
 Transit to South Russia 
1
63
 Transit to Moldova 
11
4
 Transit to Europe 
384
281
 Total:
700
559

Source: Energobiznes (http://www.e-b.com.ua/)

Total loss of Gazprom will exceed the revenues from gas sales at $230/mcm. Part of the loss can be compensated by resale of Turkmen gas, by the overall result will still be a loss (see table). Profits from future resale are not clear and the Turkmen-Gazprom deal itself does not look final yet.

Reputation of Gazprom as a reliable supplier of gas to Europe was damaged.

We believe, Gazprom accepts moral and financial losses as the price to get control over Ukrainian gas export pipelines. It looks like valuable assets are treated one after another, one at a time: Yukos, Sibneft, Ukrainian gas pipelines...

Mikhail Korchemkin

January 3, 2006

 

Previous publications on Russian-Ukrainian gas dispute:

Economics of Russian-Ukrainian Gas Conflict: Summary for Beginners

Russian-Ukrainian Gas Conflict: Financial Effects of the Russian Side - 2

Russian-Ukrainian Gas Conflict: Financial Effects of the Russian Side

Brief history of Soviet and Russian gas pipeline policy

Clarifying the math of Ukrainian transit tariff


Last modified: 12/07/14                    East European Gas Analysis 2006-2014                                           Email: info@eegas.com
Reproduction or use of materials is allowed only with reference to East European Gas Analysis or www.eegas.com